среда, 13 октября 2010 г.

Гайдай знал как снимать БЛОКБАСТЕРЫ. Бриллиантовая РУКА.

131279_thumb-2010-10-13-21-43-2010-10-13-21-43.jpg
Немного истории: период творчества Леонида Гайдая совпал с периодом творчества А. Тарковского. Сложно представить себе, однако они сталкивались с похожими трудностями – одного не запускали, потому что считали его фильмы слишком легкими, глупыми, заигрывающими с публикой (цитата “каждый режиссер способен снимать подобное кино”), другого не запускали так как считали его фильмы слишком скучными, заумными…
Итак наше время. Фильмы первого боготворит народ, фильмы второго – интеллектуалы.
Т.к. именно народ создает и формирует кассу в наше время, возьмемся за фильмы Гайдая.
Леонид Гайдай оставил большое наследие в виде своих фильмов, большинство которых постоянно крутят по ТВ, а так же в некоторых публичных местах, которые мне постоянно приходится посещать. Интересно следить за реакцией публики.
Старшее поколение (от 40) – с удовольствием смотрит все хиты Гайдая. Перечислю:
1961Пёс Барбос и необычный кросс
1961Самогонщики
1963Деловые люди
1965Операция «Ы» и другие приключения Шурика
1966Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
1968Бриллиантовая рука
197112 стульев
1973Иван Васильевич меняет профессию
1975Не может быть!
Здесь и прекрасные актеры, фразы, ушедшие в национальный лексикон так, будто они были там всегда...
Молодое поколение (от 12 до 40 – как раз те, кто формирует кассу в нашей стране!) во время этих просмотров смотрит на старших подозрительно – в глазах и коротких репликах скользит – “шняга”. Старшие с высока машут головой - “ничего вы не понимаете”. Младшие молча надевают наушники и включают свои iPodы.
Так же и Продюсер (пример из собственной жизни) говорит мне – это все не то, вот если бы как у Гайдая – шутки, гэги, любимые актеры – вот тогда бы мы тебя бы запустили. Как Вы поймете дальше, этот самый Продюсер не понимает того, что ему нужно – а нужны ему не шутки, не гэги и не любимые актеры, потому как если фильм состоит только из ЭТОГО – получается серия “Самых лучших фильмов”, серия “Любовь -морковь” и т.д. и т.п. – вот шняга так шняга (Примеч. автора).  Ясно, что нужна история, рассказанная универсальным языком. И только в трех, из перечисленных мною выше, гайдаевских фильмах молодежь наушники не надевает, а растворяется в экране вместе со всеми.
Думаю,что как и Георгий Данелия, создавая “Джентльменов Удачи”, разобранных мною ранее, так же как и Леонид Гайдай Теории структуры сценария, не знали (фильм 1968 года). Они, как и все ГЕНИИ, чувствовали как рассказать историю ИНТЕРЕСНО.
Далее следует разбор “Бриллиантовой руки” по давно установленной Теории структуры сценария.
БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА
br02_thumb1-2010-10-13-21-43-2010-10-13-21-43.jpg
Перед прочтением настоятельно рекомендую пересмотреть.
режиссер: Леонид Гайдай
жанр: комедия
Общее впечатление о конструкции сценария: структура картины полностью подходит под все критерии, описанные в данном блоге. Акт 1 заканчивается на 34 минуте. Очень четко выстроена линия ГЕРОЙ – Главный ЗЛОДЕЙ (цитата “ГЕРОЙ в какой-то момент осознает что он по духу гораздо ближе своему Противнику- Злодею, чем своему Соратнику-другу”): и Герой Никулина и Шеф – оба обыкновенные, серые и неприметные люди. За серостью и обыкновенностью обоих скрываются необычайные способности и возможности…
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА
Кто Главный ГЕРОЙ? – Семен Семеныч Горбунков
Что он пытается совершить? -
ГЛОБАЛЬНАЯ: поймать контрабандистов
ПЕРСОНАЛЬНАЯ: сохранить семью
ЛИЧНАЯ: понять что “каждый человек способен на многое”
Кто пытается остановить его? – Геша, Лелик, Шеф.
Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? – Контрабандисты и дальше будут обманывать Государство. Возможно контрабандисты будут снимать гипс с “бесчувственного тела” – фигуральная, а быть может и настоящая смерть ГЕРОЯ.
ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА
СИРОТА – СС Горбунков едет за границу, где попадает в передрягу с переломом руки и узнает что в его гипсе находятся бриллианты. Капитан лайнера обещает сообщить о контрабанде “куда следует”. Милиционер Миша, переодетый таксистом проверяет Семен Семеныча “подходит ли он нам”. Он “подходит”, в результате Миша предлагает СС “поймать контрабандистов на живца” – СС соглашается. В сцене - “пойдемте, с женой познакомлю” - ключевые слова “никто не должен знать. И Надя? Никто.” – делают СС фигуральным СИРОТОЙ – мы понимаем, что он теперь совсем один. – 34 мин.
СТРАННИК – СС продолжает свою непримечательную жизнь, эта часть заканчивается дракой в ресторане и признанием жене в работе на Государство и милицию - “может быть меня наградят. Посмертно..” – 1 ч 07 мин
ВОИН – начинается со сцены, где злодеи начинают действовать наверняка и вводят в действие героиню С. Светличной – таким образом СС начинает действовать, что характерно для этой части архетипа.
МУЧЕНИК – в 1 ч 20 мин - начинается со сцены “Геша? Да.” – семья разрушена, жена с детьми уехала, а Миша сообщает СС, что его друг Геша и есть контрабандист. Зная, что ему грозит не шуточная опасность, СС продолжает действовать (жертвует собой – характеристика данного архетипа) - “заказывали такси на Дубровку?” и вступает в неравную схватку с тремя преступниками.
Общая длина 1 ч 34 мин.
12 сюжетных точек Акта 1
Сюжетная ТОЧКА 1. Мы встречаем либо ГЕРОЯ, либо Жертву Объект, либо Злодея.
Контрабандисты перевозят монеты в трости. Вся комбинация – аптека за границей, трость, лайнер, Геша, Лелик, шеф – дана без единого слова, в течении 3-х минут. Мир Злодеев выстроен. Лица злодеев показаны.
Сюжетная ТОЧКА 2. Мы видим изъян ГЕРОЯ, связанный с ОБЪЕКТОМ и совпадающий с ТЕМОЙ фильма
СС отправляется в путешествие. Из радиоинтервью становится ясно,что изъяном и Объектом для него является жена и дети, и что он немного подкаблучник и что он очень простой и скромный человек (старший экономист в “Гипрорыбе”).
Сюжетная ТОЧКА 3. Злодей или кто-то, либо что-то символизирующее Злодея. Тут может быть, либо его злодеяние, либо результат его злодеяния.
Геша едет вместе с СС. Поет “злодейскую” песню. Убегает в городе от него.
Сюжетная ТОЧКА 4. Отражатель, отклоняющий ГЕРОЯ от решения его Проблемы или его Цели.
Черт побери. Аптекари ошибаются и накладывают гипс СС.
Сюжетная ТОЧКА 5. Побудительное СОБЫТИЕ. СОБЫТИЕ, эмоционально вовлекающее ГЕРОЯ и меняющее мир ГЕРОЯ навсегда. Или ТАЙНА, которая будоражит ГЕРОЯ.
СС видит,что ему в гипс закатывают бриллианты.
Сюжетная ТОЧКА 6. Цель ГЕРОЯ как связь с Объектом и/или любовным интересом. Проблема ГЕРОЯ становиться ясной аудитории. Диалог к ГЕРОЮ о его Проблемах. Связан с точкой №2.
В сцене на корабле, когда Геша спрашивает СС, и тот первый раз произносит “.. очнулся гипс..” звучит между прочим фраза, описывающую данную сюжетную точку “Надя расстроится”. Здесь Надя собственно и есть Объект и олицетворяет всю семью СС, которую ему предстоит защищать (в данном случае от распада). Проблема ГЕРОЯ становится ясной в сцене поездки в такси и внутреннем монологе “... зачем я соврал, я же не участвую? Зачем он спросил? …”. Нам становится ясно что СС простой человек, который боится.
Сюжетная ТОЧКА 7. Появление Союзника, помогающего ГЕРОЮ покидать его обыкновенный мир.
“Таксист” Миша оказывается сотрудником милиции (Союзником), который “.. хотел проверить, присмотреться – подойдет ли он нам…”.
Сюжетная ТОЧКА 8. Колебание ГЕРОЯ: сделать ли ему шаг за пределы своего мира (к своей цели/к Объекту) или продолжить жить обычной жизнью. Отказ от приключения.
Миша предлагает СС “поймать контрабандистов на живца”.   “.. Михал Иваныч, а нельзя, чтобы этот гипс вместо меня поносил кто-нибудь другой? ..”
Сюжетная ТОЧКА 9. Если ГЕРОЙ не сделал шаг в точке № 8, то Судьба заставляет его сделать здесь. Или он делает его под влиянием эмоции. Или когда Злодей или Отражатель угрожают ему эмоционально.
Я не трус, но я боюсь. Миша говорит ему,что “..каждый человек способен на многое …”. СС соглашается ловить преступников.
Сюжетная ТОЧКА 10. Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом или серьезность угрозы для Жертвы здесь уже совершенно определенны.
СС дома – дети спят, он укрывает их. В постели с женой они понимают друг друга без слов (Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом – семьей (фраза “для дома для семьи”). Угрозой здесь выступает первая ложь жене – сцена с коньяком и “открытым переломом”.
Сюжетная ТОЧКА 11. Отражатель или Злодей угрожают забрать Объект у ГЕРОЯ.
Сон ГЕШИ. Он и Лелик лезут в дом СС. Здесь важно,что они лезут в дом, который в данном случае символизирует Объект – семью.
Сюжетная ТОЧКА 12. ГЕРОЙ решает спасти Объект.
В шуточной форме становится ясно, что СС будет защищаться – рука СС показывает ему фигу и хватает за нос.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОПРОС: сможет ли СС помочь поймать контрабандистов и при этом сохранить семью?
--> выводы: Акт 1 заканчивается на 34 минуте. Отлично!!! И все же длинновато. И длинновато всего на 2 мин, при общем объеме фильма в 1 ч 34 мин. В данном месте я хотел бы объяснить почему я начал с Тарковского: известно, что на худсовете посвященному этому фильму (художественный совет – проходил перед выпуском каждого фильма) Тарковский, который состоял в нем, встал и сказал, что сцену с песней “Остров невезения” нужно выкинуть. Гайдай мрачно спросил “Почему?”, Тарковский ответил – “Скучно”. Конечно же Тарковский не сравнивал свои фильмы с фильмами Гайдая, т.к.  вероятнее всего будет “скучно” у него. Тарковский же, говоря “скучно”, имел ввиду  – “скучно” только для гайдаевского зрителя, ибо песня останавливает стремительное развитие действия и крадет необходимые 2 минуты для создания идеальной длины Акта 1 (поэтому современному зрителю фильм кажется несколько затянутым).Поразительная вещь – гений Тарковский осознавал приемы универсального рассказа истории (читайте - коммерческого кинематографа) не хуже, чем Гайдай и Данелия!
Гайдай сцену оставил – уж больно хороша песня и игра актеров в ней! За что мы ему и благодарны – пусть даже ценой малюсенького просчета, который со временем становится не таким уж важным.
Дмитрий Просуков @2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий