пятница, 5 августа 2011 г.

РИО

rio_thumb10-2011-08-5-22-57-2011-08-5-22-57.png 
Очередной беспроигрышный во всех смыслах полнометражный мультфильм. В том числе и с точки зрения структуры.
Перед прочтением ниже расположенного анализа структуры настоятельно рекомендую пересмотреть.
режиссер: Карлос Солдана
жанр: анимация, приключения, комедия
общее впечатление о конструкции сценария: структура картины идеально вписывается в Правила изложенные в данном блоге.

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА.
Кто Главный ГЕРОЙ? – попугай Голубчик
Что он пытается совершить? -
        ГЛОБАЛЬНАЯ: уберечь свой род от вымирания (уничтожения продавцами птиц)
        ПЕРСОНАЛЬНАЯ: спасти Жемчужинку
        ЛИЧНАЯ: научиться летать
Кто пытается остановить его? – продавцы птиц
Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? – вид таких птиц как Голубчик не будет продолжен. Голубчик так и останется домашней птицей-ботаником, Жемчужинка погибнет. Все это приведет к фигуральной смерти Голубчика.  Злодеи продолжат ловить и продавать птиц.

ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА
СИРОТА – на таймкоде 33:55 находится традиционное затемнение, которое символизирует окончание Акта 1. За это время мы узнали, что Голубчик был украден в детстве практически из гнезда торговцами птицами и живет без родителей и родных, но у хорошей хозяйки (Линды), которая его безумно любит. Все персонажи неоднократно намекают и говорят на прямую о проблеме Голубчика – он не умеет летать. Нас знакомят с Объектом (Жемчужинкой), которую будет спасать наш ГЕРОЙ. К концу Акта 1 – мы помним – что здесь необходимо увеличение статуса СИРОТЫ для нашего ГЕРОЯ, и это неминуемо происходит, когда его крадут вездесущие похитители птиц, и, хотя ему удается бежать, он все же остается один, но фигурально – Линды рядом нет, Жемчужинка пока еще относится к нему плохо и для него, как для домашней птицы – улицы и леса Рио – абсолютно чужое место.
СТРАННИК – Голубчик знакомится с миром, в который он попал. Знакомится с новыми друзьями – местными птицами и пытается наладить отношения с Жемчужинкой.
ВОИН – когда Голубчик узнает, что злой попугай Найджел крадет Жемчужинку, он бесстрашно бросается ее спасать. И если до этого он просто оставался в стороне от событий – здесь, он начинает действовать. Это происходит на 72 минуте.
МУЧЕНИК – тот кто готов пожертвовать всем – получает ВСЕ. Жемчужинка с поврежденным крылом падает из самолета и Голубчик бросается вслед за ней не раздумывая и не сомневаясь, хотя он и не умеет летать. Он готов разбиться и погибнуть за нее, она понимает это и первый раз целует его. Воодушевленный этим, Голубчик начинает лететь, спасая себя и Жемчужинку. Чувство восторга, как и требуется в такие моменты, переполняет зрителя!!!
p.s.: “..не ужели осознание возможности материализации этих чувств, которая может быть выполнена Вашими руками не стоит того, чтобы изучать Правила строения сценариев, а не сидеть важно надув щеки и говорить что Вы делаете фильм для себя, а  зритель Вам абсолютно не интересен?”” – обращаемся мы к российским продюсерам и режиссерам.

12 СЮЖЕТНЫХ ТОЧЕК Акта 1.

/разбиваем на блоки АКТ 1 - смотрим Главу, описывающую эти точки в общих чертах/

Сюжетная ТОЧКА 1. Мы встречаем либо ГЕРОЯ, либо Жертву/Объект, либо Злодея.
Знакомимся с Голубчиком, которого украли из гнезда и он попал к Линде.
Сюжетная ТОЧКА 2. Мы видим изъян ГЕРОЯ, связанный с ОБЪЕКТОМ и совпадающий с ТЕМОЙ фильма.
Уличные и птицы и сама Линда говорят о том, что Голубчик не умеет летать. Тулио сообщает Линде, о том что вид таких редких птиц близок к вымиранию.
Сюжетная ТОЧКА 3. Злодей или кто-то, либо что-то символизирующее Злодея. Тут может быть, либо его злодеяние, либо результат его злодеяния.
В лаборатории мы впервые видим странного попугая Найджела.
Сюжетная ТОЧКА 4. Отражатель, отклоняющий ГЕРОЯ от решения его Проблемы или его Цели.
Здесь немного переставлены события по хронологии и отражателем является мальчик который позднее крадет Голубчика и Жемчужинку.
Сюжетная ТОЧКА 5. Побудительное СОБЫТИЕ. СОБЫТИЕ, эмоционально вовлекающее ГЕРОЯ и меняющее мир ГЕРОЯ навсегда. Или ТАЙНА, которая будоражит ГЕРОЯ.
Голубчик видит Жемчужинку в ореоле и влюбляется в нее с первого взгляда.
Сюжетная ТОЧКА 6. Цель ГЕРОЯ как связь с Объектом и/или любовным интересом. Проблема ГЕРОЯ становиться ясной аудитории. Диалог к ГЕРОЮ о его Проблемах. Связан с точкой №2.
Жемчужинка обзывает Голубчика  “домашним питомцем” и предупреждает его о том, что людям доверять не следует. Здесь и цели ГЕРОЯ и любовный интерес и его проблемы – все переплетается.
Сюжетная ТОЧКА 7. Появление Союзника, помогающего ГЕРОЮ покидать его обыкновенный мир.
Здесь Союзник, как часто бывает и Объект – одно и то же лицо – Жемчужинка, которая стремится к свободе и тащит Голубчика за собой, тем самым выталкивая его за пределы его собственного мира.
Сюжетная ТОЧКА 8. Колебание ГЕРОЯ: сделать ли ему шаг за пределы своего мира (к своей цели/к Объекту) или продолжить жить обычной жизнью. Отказ от приключения.
Голубчик не хочет бежать вместе с Жемчужинкой. Он уверен, что придет Линда и он вернется к ней.
Сюжетная ТОЧКА 9. Если ГЕРОЙ не сделал шаг в точке № 8, то Судьба заставляет его сделать здесь. Или он делает его под влиянием эмоции. Или когда Злодей или Отражатель угрожают ему эмоционально.
Голубчику приходится принять идею побега, т.к. их, вместе с Жемчужинкой похитили продавцы редких птиц.
Сюжетная ТОЧКА 10. Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом или серьезность угрозы для Жертвы здесь уже совершенно определенны.
Когда Жемчужинка пытается улететь, ее ловит Найджел и становится ясна опасность, исходящая от него по отношению к Жемчужинке – он обещает еще поговорить с ней.
Сюжетная ТОЧКА 11. Отражатель или Злодей угрожают забрать Объект у ГЕРОЯ.
Продавцы птиц кормят Найджела птицей и называют его “каннибалом” из чего нам становится ясно, что он чрезвычайно опасен и может убить любую птицу – в том числе и Жемчужинку.
Сюжетная ТОЧКА 12. ГЕРОЙ решает спасти Объект.
Голубчик вместе с Жемчужинкой убегают и оказываются в лесу.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОПРОС: сможет ли Голубчик спасти себя и Жемчужинку от продавцов птиц и научиться летать?
выводы: отмечу важную мысль которую дает анализ этого фильма: Изменение ГЕРОЯ это просто возможность ГЕРОЯ к концу фильма взглянуть на себя под другим углом. Объясню на примере, что я имею ввиду: у ГЕРОЯ всегда сразу есть все, необходимое ему для окончательной победы. У Дороти (Элли) в Волшебнике Страны Оз (Волшебнике Изумрудного города) с первой минуты были волшебные туфельки, которые могли перенести ее домой, однако все произошедшие события нужны были ей, чтобы она получила возможность воспользоваться трансформацией, произошедшей с ней.
Так же и в “Рио”: все, что нужно для финальной битвы у Голубчика было с самого начала и его “слабость” – то, что он домашняя птица – оказалась его силой. Еще в начале фильма он демонстрировал свое мастерство открывать клетку - совершать действия, которые не под силу обыкновенной птице. Все это пригодилось для Финального освобождения ВСЕХ птиц из клеток.
Дмитрий Просуков@

4 комментария:

  1. А как же такие крупные события, как приход ученого, отказ Линды, попытка лететь и принятие решения о поездке в РИО? Они как-то вовсе выпали из "точек". А кормление попугая курятиной попало? Иногда создается впечатление, что готовый сценарий вы пытаетесь натянуть на структуру. Не воспримите как наезд, я просто пытаюсь у вас учиться и понять тот предмет, о котором вы рассказываете.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за хорошие слова и очень правильные вопросы.
    1. Иногда у меня самого тоже есть впечатление, что я пытаюсь натянуть сценарий на структуру. Однако посмотрите на мои дальнейшие объяснения:
    2. По поводу кажущихся важными описанных Вами событий:
    - приход ученого - говорит нам о том, что Голубчик редкая птица, которой грозит исчезновение.
    - отказ Линды - вообще ничего не значит, т. к. нет внешней причины, повлиявшей на ее согласие. Похоже на точку №8 Акта 1 (http://dmitryprosukov.blogspot.com/2009/10/1-1-27.html), однако по выше указанной причине - это не она.
    - попытка лететь - всего лишь, очередное напоминание о проблеме Голубчика, и, что самое главное - то что он САМ ЭТОГО ХОЧЕТ.

    - кормление курятиной - важнейшая точка - оно говорит об угрозе, исходящей от Злого попугая. До этого момента - он просто Злой попугай. Когда его называют каннибалом - зритель осознает, что нашим Героям грозит реально СМЕРТЕЛЬНАЯ опасность.

    С Уважением
    Дмитрий Просуков

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо. Жду следующих разборов. ))

    ОтветитьУдалить