пятница, 7 декабря 2012 г.

История игрушек (Toy Story) 1995

sj
Немного истории (излагаю по биографии Стива Джобса и только то, что касается сценария):
В далеком 1993 году Disney и Pixar заключили соглашение о производстве первого в мире полнометражного мультфильма, целиком сделанного на компьютере.
Однако начальник отдела фильмов Disney Д. Катценберг, всякий раз разносил сюжет в пух и прах.
Джон Лассетер (режиссер) и Стив Джобс не производили на него впечатления людей, что то понимающих в сценариях, а он все таки, как никак, большая шишка, гигантской компании Disney, который точно знает, как все должно быть!
Ассистенты Катценберга следили, чтобы все его пожелания были учтены и заставляли Лассетера переписывать и переписывать изначальный сценарий: в первую очередь он стремился «придать резкости» главным героям.
Дошло до того, что Том Хэнкс, подписавший контракт на озвучивание Вуди - главного героя, сказал: «Ну и сволочь же этот парень!».
steve-jobs-graphic-3 
На рисунке Том Хэнкс у микрофона, Джон Лассетер и Стив Джобс.
Когда в ноябре 1993 года Лассетер с командой показали готовую половину фильма Катценбергу и другим руководителям Disney, глава отдела полнометражной анимации Том Шумахер распорядился закрыть проект и позднее объяснил: «Они исполняли все пожелания Катценберга, и проект зашел в тупик». Джобс принял решение оплачивать продолжение работ из своих личных средств: «Катценберг хотел превратить Вуди в злодея, но когда они прикрыли проект, мы наплевали на него и сделали все так, как хотели с самого начала», - сказал Джобс.
esq-john-lasseter-steve-jobs-0611-lg
На фото Джон Лассетер и Стив Джобс.

Через три месяца команда Pixar объявилась с новым сценарием и в феврале 1994 года мультфильм опять запустили в производство.
Результат всем известен: мультфильм окупился в первые же выходные, став самым успешным фильмом года при бюджете (приблизительная цифра) в $30 million, собрав при этом $362 million, оставив позади себя таких тяжеловесов, как «Бэтмен навсегда» и «Апполлон-13», вышедших вместе с ним в один год.

Разбираемся как строится сценарий этого мультфильма:

режиссер: Джон Лассетер.
жанр: анимация, приключения, комедия.
общее впечатление о конструкции сценария: построен на основе классической модели «приятельских фильмов» .
Наиболее известны нам - «Сорок восемь часов» и «Скованные одной цепью», где судьба сводит двух очень разных по характеру персонажей и они вынуждены притираться друг к другу.
В конце фильма они готовы жертвовать собой, друг ради друга.
John-Lasseter-of-DisneyPixar-Talks-Toys
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА
Кто Главный ГЕРОЙ? – Вуди
Что он пытается совершить? -
        ГЛОБАЛЬНАЯ: вернуться к Энди
        ПЕРСОНАЛЬНАЯ: спасти База
        ЛИЧНАЯ: перестать бояться, что новая игрушка лучше него
Кто пытается остановить его? - Сид. Собака Сида.
Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? - фигуральная смерть Вуди: он не сможет выполнять своего предназначения - быть любимой игрушкой Энди. Если он не спасет База, то другие игрушки отвернуться от него.
pixar-adjusting-3d-on-woody-toy-story-3
ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА
СИРОТА - Вуди - любимая игрушка Энди, но появляется Баз - космический рэйнджер и занимает его место любимой игрушки.
СТРАННИК - Вуди и Баз попадают в большой мир и им надо понять, как вернуться к Энди.
ВОИН - Пора действовать, так как Сид может взорвать База с помощью ракеты. Вуди просит игрушки Сида помочь ему отвлечь собаку, чтобы напасть на Сида и спасти База.
МУЧЕНИК - И Вуди и Баз жертвуют собой, несколько раз каждый, чтобы вместе попасть к Энди и это им удается.
Снимок экрана 2012-12-07 в 16.13.01

12 СЮЖЕТНЫХ ТОЧЕК Акта 1.
Сюжетная ТОЧКА 1. Мы встречаем либо ГЕРОЯ, либо Жертву/ Объект, либо Злодея.
Вуди - самая любимая игрушка Энди. Он так же самый мудрый среди остальных игрушек.
Сюжетная ТОЧКА 2. Мы видим изъян ГЕРОЯ, связанный с ОБЪЕКТОМ и совпадающий с ТЕМОЙ фильма.
Все игрушки, и Вуди тоже, боятся, что Энди получит в подарок на День Рождения, игрушку, которая сможет заменить каждого из них.
Сюжетная ТОЧКА 3. Злодей или кто-то, либо что-то символизирующее Злодея. Тут может быть, либо его злодеяние, либо результат его злодеяния.
Игрушки видят соседского мальчика Сида, который пытает и убивает игрушки.
Сюжетная ТОЧКА 4. Отражатель, отклоняющий ГЕРОЯ от решения его Проблемы или его Цели.
Энди получает подарки и все игрушки переживают за свою судьбу.
Сюжетная ТОЧКА 5. Побудительное СОБЫТИЕ. СОБЫТИЕ, эмоционально вовлекающее ГЕРОЯ и меняющее мир ГЕРОЯ навсегда. Или ТАЙНА, которая будоражит ГЕРОЯ.
Игрушки знакомятся с Базом Лайтером, игрушкой космонавтом, которая им всем нравится. Всем, кроме Вуди.
Сюжетная ТОЧКА 6. Цель ГЕРОЯ как связь с Объектом и/или любовным интересом. Проблема ГЕРОЯ становиться ясной аудитории. Диалог к ГЕРОЮ о его Проблемах. Связан с точкой №2.
Мама говорит Энди, что он может взять с собой в кафе только одну игрушку и Вуди гадает, кого Энди возьмет - его или База.
Сюжетная ТОЧКА 7. Появление Союзника, помогающего ГЕРОЮ покидать его обыкновенный мир.
Волшебный шар (Союзник) говорит Вуди, что Энди не возьмет его. (Осознаем, что предсказатели, вещие старцы, пророки - могут быть Союзниками, т.е. теми, кто изменяет путь Героя и выталкивает его за собственные рамки).
Сюжетная ТОЧКА 8. Колебание ГЕРОЯ: сделать ли ему шаг за пределы своего мира (к своей цели/к Объекту) или продолжить жить обычной жизнью. Отказ от приключения.
Вуди колеблется, выбросить База из окна или нет.
Сюжетная ТОЧКА 9. Если ГЕРОЙ не сделал шаг в точке № 8, то Судьба заставляет его сделать здесь. Или он делает его под влиянием эмоции. Или когда Злодей или Отражатель угрожают ему эмоционально.
Вуди запускает радио-машинку и Баз случайно выпадает из окна.
Сюжетная ТОЧКА 10. Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом или серьезность угрозы для Жертвы здесь уже совершенно определенны.
Вуди слышит, что Энди хотел взять с собой База, а не его и очень расстроен.
Сюжетная ТОЧКА 11. Отражатель или Злодей угрожают забрать Объект у ГЕРОЯ.
Грузовик может раздавить Вуди: игрушкам очень опасно находиться в большом мире, а не в комнате Энди.
Сюжетная ТОЧКА 12. ГЕРОЙ решает спасти Объект.
Вуди видит машину, которая поедет в кафе "Планета Пицца" и собирается туда ехать, но вспоминает, что без База остальные игрушки его не примут и зовет База с собой.

Пропустим Акт 2 - Странник.
Обратимся к Акту 2 - Воин, который начинается по всем правилам, когда Вуди из Странника превращается в Воина. Он нападает. Случается это, когда Сид привязывает База к ракете, чтобы взорвать его. Но Вуди не может выйти из комнаты, потому что собака Сида охраняет дом. Тогда Вуди делает то, что умеет лучше всего: мудро организует игрушки Сида, чтобы отвлечь собаку и затем наказать Сида. Победой над Сидом заканчивается Акт 2 - Воин.
Теперь перед Вуди и Базом стоит главная задача - вернуться к Энди. Здесь начинается Акт 3 - Мученик, где Герои жертвуют собой ради победы. И вот как он выстроен:

4 СЮЖЕТНЫХ ТОЧКИ Акта 3.
Сюжетная ТОЧКА 1. Большое ДА
Баз спасен от Сида и его ракеты. Пора ехать в новый дом Энди на грузовике с игрушками.
Сюжетная ТОЧКА 2. Малое Нет
Однако они не успевают за машиной и собака Сида ловит База (Баз готов остановить собаку, чтобы Вуди успел на машину). Вуди хочет с помощью радио-машинки спасти База, но игрушки не верят ему и выбрасывают его из кузова машины в которой едут. Вуди и Баз опять вместе. Пульт от радио-машинки в руках у Вуди и они уже догоняют грузовик с игрушками..
Сюжетная ТОЧКА 3. Большое НЕТ
.. но батарейка радио-машинки садится и они остаются на дороге, не зная, где теперь будет жить семья Энди.
Сюжетная ТОЧКА 4. Финальное ДА!
Однако Баз верит в себя, летит с помощью ракеты за машиной Энди, держа Вуди в руках, избегает взрыва и опускается на своих крыльях прямо в машину рядом с Энди.

выводы: сцена, когда Вуди подает руку Базу, который не успевает на машину, кадр в кадр повторяет подобную сцену в «Скованных одной цепью». К тому же основная угроза здесь тоже исходит от собак. Остается догадываться, как Лассетер и Джобс, отталкиваясь от этого фильма, конструировали сценарий «Истории игрушек». Не зря любимым высказыванием Джобса была фраза Пикассо: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют». Похоже, что они так же как и мы в этом блоге изучали шаблоны удачных фильмов.
Ed Catmull Steve Jobs and John Lasseter
@Дмитрий Просуков

Комментариев нет:

Отправить комментарий